Письмо атеисту

Приветствую Вас, уважаемый И.Ф.!

Вера, религия, атеизм. «Письмо атеисту». Решил сделать то, о чем думал уже после поездки в Ч., а именно – написать Вам письмо. В нем я не буду касаться темы нашей семейной жизни и всяких бытовых вопросов, обо всем этом Вы знаете из других источников. Суть того, о чем мне хочется сказать, лежит в другой плоскости, а именно - в плоскости мировоззрения. Вы, наверное, хорошо понимаете, что некоторые Ваши убеждения, которые, несомненно, сложились в результате определенного жизненного опыта, вызывают у членов нашей семьи, и у меня в часности, немалое сожаление. Я говорю о Вашем так называемом "неверии". В связи с этим, считаю своим моральным и просто человеческим обязятельством посредством письма немного обсудить с Вами вопросы "веры" и "неверия".

Мне кажется, И.Ф., что поверхностная вера, которая не имеет под собой прочной основы, ничем не отличается от такого же поверхностного неверия. Как правило, человек становится верующим или неверующим вследствие определенного родительского (в меньшей мере школьного) воспитания, общепринятой социальной идеологии (напр., коммунистической в СССР) и других факторов и жизненных обстоятельств. Но каждый, будь он верующий или неверующий, должен быть тверд в своих убеждениях. Не слеп, не упрям, а именно тверд. Я надеюсь – Вы из последних.

О какой вере или о каком неверии мы говорим? Определенно, о вере в Бога, в существование бессмертной человеческой души и в религиозный смысл человеческой жизни. Но бывает вера качественно другая, например, вера в несуществование Бога-Творца (мира, человека, если угодно), в вечную смерть после жизни и т.п. Уже исходя из этого, я не могу назвать Вас неверующим. Ваша вера нерелигиозная, без-божная, но она имеет место в Вашей жизни. Более того, эта "вера не в Бога" легла в фундамент Вашего мировоззрения и несомненно то, что нелегко будет заставить Вас, человека бывалого и прошедшего "огонь, воду и медные трубы", проверить этот фундамент на прочность. Но верим в Ваше благородство и мужество, способные не только воевать против неприятелей, но могущие также стать в бой с врагом истины, даже если он находтся внутри нас самих.

А параллельные ли? Щяс проверим! «Письмо атеисту» Когда Вы, будучи еще младенцем, впервые сказали "ма-ма", тем самым признали насущную необходимость присутсвия веры в Вашей жизни. Вы ведь не наводили справки, не делали сравнительный анализ крови, чтобы убедиться в действительном кровном родстве с человеком, которому верой вручили себя, назвав его "мамой". Также когда Вам в школе сказали, что параллельные линии не пересекаются, Вы, нимало не сомневаясь, поверили в это недоказуемое утверждение, в эту аксиому, на все сто процентов, и, конечно же, не рисовали на асфальте колометровые линии, чтобы убедиться в истинности постулата. Поэтому именно с веры кому-то и во что-то, а не с опыта, обычно начинается познание мира и воообще всякое знание. А значит, вера нужна каждому человеку и Вам, уважаемый И.Ф., тоже.

Но возвратимся к вопросу о вере в Бога. Какие же факторы являются определяющими в становлении человека как религиозного или нерелигиозого существа? Конечно же, и, вероятно, в первую очередь это выше упомянутый опыт: личный и общественно-исторический. Личный опыт – вещь хорошая и даже незаменимая, но разве является он единственным критерием абсолютной истины?

Миф про Гагарина. Слышал, что Гагарин после своего знаменитого полета сказал, мол, я был в открытом Космосе, Бога не видел, значит – Бога нет. Поразительная глубина мысли, как Вам кажется, И.Ф.? Но, все же, нас с Вами такие аргументы не убеждают, ведь известно из Писания, что "Бога не видел никто никогда" (Ин. 1, 18).

Совсем кстати недавно прочитал в журнале придуманый, но поучительный диалог двух младенцев во чреве матери, которые говорят между собой о том же, о чем и мы с Вами, только в несколько иных терминах. Один из них верующий, а другой неверующий. А разговор был приблизительно такого содержания:

Неверующий: Слушай, брат, а ты веришь в Маму?

Верующий: Да, конечно. Я уверен, что она существует и мы с тобой когда-нибудь увидим ее.

Разговор двух младенцев о вере в Маму.Н: Какая ерунда! Никакой Мамы нет, да и откуда ей взяться? И вообще, никто не может подтвердить ее существование, ведь от туда еще никто не возвращался! Но если уж ты веришь в нее, то скажи, где она по-твоему?

В: Она вокруг нас и мы в ней. И хотя я ее не вижу, но зато ощущаю ее тепло и чуствую, как она нас гладит. А когда все звуки вокруг затихают можно услышать, как она поет нам колыбельную.

Н: Полнейший бред! Может ты еще веришь в то, что существует жизнь после рождения и что потом мы будем ходить на двух ногах и питаться через рот?

В: Да, я во все это верю! Хоть и не могу тебе доказать, но знаю и чувствую, что это так. Я верю, что есть любящая Мама, с которой мы обязательной встретимся после рождения, и тогда у нас начнется настоящая и полноценная жизнь!

Да, такая вот интересная штука опыт!

Попытка посмотреть на Бога через микроскоп не увенчалась успехом. Атеизм, вера, религия, христианство, православие... Ох уж это желание человека все увидеть воочию, прощупать, взвесить и подогнать под какой-нибудь шаблон из системы личных понятий о существуюющем, вместить в свою маленькую умственную коробочку! Ох уж это несмысленное желание посмотреть на Бога через микроскоп! Для многих чутких душой человеков достаточно внимательно посмотреть на гармонию и красоту, существуюющую во Вселенной, чтобы увидеть во всем этом всемогущую руку Создателя. Для таковых и маленькая снежинка, и светила небесные, и каждый листик на дереве рассказывают о Премудром. Богословие говорит, что это есть естественный опыт богопознания.

Но почему-то двуликий опыт приводит одних к познанию своего Творца, а других к отрицанию Его. Но на мой взгляд, позиция последних нечестная. Ведь если они не имели в личной жизни опыта познания запредельного, то как могут утверждать, что такой опыт не возможен вообще? Я, дорогой И.Ф., никогда в жизни не видел зеленого зайца, но если мне приведут аргументы в пользу его существования и скажут, что такая зверюшка водится на острове Чунга-Чанга и занесена в Красную книгу, думаю, я возражать не стану и Зеленые зайцы на грани уничтожения атеистами.свои сомнения оставлю при себе. Поэтому более честная позиция агностиков, которые говорят: "Я не знаю!"

Смею утверждать, что знаю лично множество людей, имевших опыт познания запредельного мира, к числу которых отношу и себя самого. Кто-то из них видел собственными глазами явления, которые невозможно описать какими-либо научными формулами. Иным было дано осязать, слышать, обонять. Мы называем такие явления чудесами, только одни из нас в них верят, а другие их отрицают. Я даже не буду пытаться убедить Вас в реальности явлений силы Божией, или же действий ангельского (демонического) мира в нашей жизни, что и понимаю под словом "чудо". Ведь сущая прада, "если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят" (Лк. 16, 31). Но уверяю Вас, что убеждения глубоко верующих людей основываются совсем не на видении чудес. Вера, опирающаяся лишь на чудеса – не прочная вера. Вспомните историю исхода еврейского народа из Египта: сколько чудес ни являл им Бог через Своего пророка, столько же раз они впадали в неверие и даже идолопоклонство. И таких примеров в Писании множество. Не меньше их можно обнаружить и в человеческой истории вообще.

В этой связи можно сказать об историческом (назову его так) опыте познания Бога. Я говорю о явлении Божественного Промысла, а значит и Бога, в разных формах, в разных ситуациях и в разные времена нашей истории. Внимательный глаз и внутренняя интуиция, указывают на явления Божественной силы в определенных исторических ситуациях отдельным народам, групам людей или конкретным историческим лицам. В частности это видно в известных военных конфликтах, которые имели место в истории человечества. Но не сегодня нам говорить об этом подробно. Лишь заключу этот абзац цитатой: "Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" ( Ин. 20, 29).

Всеоружие человеческое. (Аскетика, молитва Богу, меч духовный) Помните слова нелюбимого Вами Достоевского о том, что диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца человеческие. С этим я соглашусь, но с одной оговоркой: человек – не безучастная сторона в этом конфликте. Христианство утверждает, что ему невозможно в этой ситуации выбрать позицию нейтралитета. Хочет того человек или нет, верит или сомневается, он – активный участник этой невидимой битвы. Но согласитесь, что воевать куда удобнее с открытыми глазами. Я намекаю на богооткровенную Религию, которая открывает человечеству глаза на явления духовного мира и облекает его во всеоружие для достижения победы в этой нелегкой борьбе. В реальности такой борьбы любой человек убедится, начав более внимательно относиться к своей вере (или неверию), заглядывая в глубины собственной души, отметая всякую неискренность и лукавство перед Сущим и самим собой. Только так, и не иначе.

Для того, кто встретился в своей жизни с миром духовных явлений, появляется не только возможность уверовать в него, но и открыть для себя мир новых, метафизических, духовных ощущений и наслаждений. Практически все разумно и по совести верующие люди имели такой опыт. В их числе и мое недостоинство. А потому я не понимаю и отвергаю нападки материалистов, которые с пеной во рту доказывают, что духовные переживания суть одного рода с эстетическими ощущениями. Скажу от лица всех тех, в чей огород бросают камень. Чувство эстетического восхищения от соприкосновения с произведениями искусства, явлениями природы и т.п. мне знакомо. Кроме того, мне хоть в малой мере, но все же знакомы ощущения духовного порядка. Ничтоже сумняшеся заявляю: это качественно разные явления. Поэтому попытки безбожников объяснить явления духовного мира – это ни что иное, как бредни слепорожденного, который утверждает, что не существует ни света, ни цвета.

«И я хочу размножаться!» - говорит плюшевый микроб. «Письмо неверующему атеисту» Но есть и другой подход к проблеме веры и неверия, который касается вопроса о смысле человеческой жизни. Как раз здесь в полной мере обнаруживаются серъезные недостатки "веры в вечную материю". Видите ли, И.Ф., эта вера решительно не способна наполнить жизнь человека смыслом. Тем Смыслом, который оказался бы более совершенным, чем смысл существования, например, божьей коровки (есть такое насекомое:)). Ведь в чем видит смысл своего существования атеист или равнодушный? Конечно же – в продолжении рода! Вы не поверите, но упомянутое нами насекомое имеет такое же обоснование смысла своего бытия. И австралийский утконос, и тот же заяц с острова Чунга-Чанга, и собачья блоха, и даже палочка Коха – все едины в своем стремлении к продолжению рода. Поэтому желание оставить после себя потомство не делает жизнь человека более осмысленной.

Какие бы "аргументы" не приводили материалисты в пользу осмысленности человеческой жизни, они не способны выдержать и малейшей серъезной критики. В этом согласны и религия, и философия, и здравый разум. Как не восхваляй достижения науки, технического прогреса, философской мысли и т.п., все это обращается в ничто, в математический нуль для человека, бытие которого обезсмысливается перед лицом смерти – небытия. То ли человек был, то ли не был, был ли умен или глуп, богат или беден, герой или предатель – какая разница, если сознание уничтожено. Невинно убиенный и ушедшый в мир большинства. (Смысл жизни и прочие мысли) Зачем, И.Ф., воевали Вы и другие защитники Отечества, рискуя и часто отдавая свою жизнь за жизнь своих потомков? Какая разница, жить или не жить, если все равно умирать? Ваша материалистическая вера предусматривает только один ответ – никакой. Материализму больше нечего сказать. Никакого смысла в бытии человека быть не может, ведь у него даже нет свободы выбора, потому что все существующее во вселенной, в часности человечество с его амбициями и мечтами, подвигами и предательствами, жизнями и смертями – всего лишь результат хаотического движения элементарных частиц, продукт превращения одного вида энергии в другой. Нет смысла жизни, нет свободы выбора, нет в конечном счете ни добра, ни зла... Жуткая, отвратительная, полная скрытого отчаяния вера!

Не выдерживая сокрушительных ударов здравого рассуждения, материализм в своей агонии ищет опоры в науке. Но, опять-таки, безуспешно. Проблема заключается в том, что познаваемое в науке и религии лежат в разных областях человеческого познания и восприятия. Предмет науки – материя и энергия, существующие во времени и пространстве. За рамки этих категорий научное познание выйти не способно, оно ими ограничевается. Религию же не интересуют эти вопросы, предметом ее изследований является не Вселенная, не производное, а скорее производящее, то есть первопричина – Бог. Поэтому никаких противоречий настоящей науки и настоящей религии нет и быть не может, они говорят о разных вещах на разных языках, у той и другой свои методы и принципы познания собственного предмета. Эти противоречия существуют лишь в помраченных неверием умах, а не в объективной реальности. А кроме того, зачастую они искуственно создаются заинтересованными лицами и группами лиц.

Безбожная пропаганда ХХ века убеждала человека в том, что, мол, все выдающиеся ученые были атеистами :). Вероятнее всего, эта ложь была злонамеренной, и вряд ли, проявлением невежества. На самом деле, всему миру известно об искренной вере в Творца таких исвестных личностей как Декарт, Ньютон, Пастер, Флеминг, Ломоносов, Пирогов <...> и мн. др. <...> Вера в Бога помогла Павлу Флоренскому прославиться как выдающемуся ученому, философу и ...православному священнику-богослову. С верой в Бога Валентин Войно-Ясенецкий написал научные труды по гнойной хирургии, которыми в медицине пользуются до сего дня; будучи православным епископом получил в 1944г. Сталинскую Премию 1-ой степени и прославился в православном мире как свт. Лука, епископ Крымский. Обратите внимание, <...> последние упомянутые нами личности были, как видим, глубоко религиозные образованные люди. И это в атеистическое время в СССР! И примеров таких личностей отнюдь немало. Может, не даром говорят, что небольшие глотки науки удаляют от Бога, а большие приближают к Нему.

«Се стою у двери и стучу», - рече Господь Иисус Христос. (Супер-современная пиктура)Дорогой И.Ф.! Нашей семье и моему невежеству будет очень отрадно, если эти немногие строки натолкнут Вас на благоразумные размышления о смысле жизни и предназначении человека и заставят Вас пересмотреть свои прежние убеждения касательно веры религиозной и веры в вечную смерть. Впрочем, в этом я не полагаюсь ни на свое письмо, ни на Вас лично, а лишь на Того, Кто Сам дает знание о Себе. Но для этого необходимо переступить через свою гордыню, нелепую робость и обратиться к Нему с просьбой открыться любимому Им своему разумному созданию, имея неизменное желание познать истину и твердую решимость покориться ей. Знаю, что Вы на это способны. Сделайте сегодня же то, чего можно не успеть сделать завтра!

Простите, если мой тон или что-либо из написанного Вас оскорбили.

Наши наилучшие пожелания всем О.! "Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф. 5, 44).

«Кто не думает о конце, ошибется в начале...»

«Письмо атеисту» на украинском языке  >>>
Обсуждение «Письма» на форуме  >>>

0 коментарі: