О возможности привлечения воспитанников духовных школ к делу миссионерства в сети интернет

О возможности привлечения воспитанников духовных школ к делу миссионерства в сети интернет

Миссионерство, как свидетельство о Пути, Истине и Жизни, а значит о Христе (Ин. 14: 6), всегда было и остается уделом не только избранных, но и всякого человека, живущего в Церкви. Каждый должен быть готов всякому вопрошающему дать ответ о своей вере, о своих убеждениях (ср. 1 Пет. 3: 15). Приложи к этому желание, волевые усилия – и ты уже миссионер. Только бы не запамятовать, что располагать и приводить человека нужно не к себе, а ко Христу…

Этот пост отражает мысли автора о том, как воспитанники духовных школ с пользой для себя и для общества могли бы послужить делу христианской проповеди, используя возможности интернета как современной и удобной среды коммуникации.

*   *   *

«Истина Христова должна быть распространяема максимально широко, достигая максимального числа людей. Сегодня Интернет предоставляет исключительные возможности в этом отношении, и Церковь не вправе пренебречь ими, ибо, по слову Апостола, "горе мне, если не благовествую"».
Святейший Патриарх Алексий II [1]

Сегодня, как и во все времена, Церковь выходит на перепутье человеческих судеб и призывает всех, "злых и добрых", разделить с верными радость единения во Христе в едином Теле Его. Наш век сделал богатым на такие перепутья всемирную информационную сеть, и не без Провидения местом встречи Бога и заблудшего человека может оказаться информационная среда интернет. Однако, это скорее исключение, чем правило. Глобальная сеть в том виде, в каком она есть в настоящее время, в глазах человека разумного – очевидная арена битвы за человеческие души, в глазах Церкви – поле ее миссионерской деятельности. Потому для православного миссионерства интернет сегодня становится одним из мощнейших средств апологии и проповеди православного вероучения.

Как отрадно бывает узреть среди мрака дезинформации и откровенной пропаганды нигилизма светлый луч здорового мнения незаангажированного религиозно и политически христианина. При обсуждении в среде интернет определенных вопросов религиозного, мировоззренческого, морально-этического или другого характера представителями разных христианских конфессий, нехристианских религий, неверующими или же просто равнодушными ко всяческой "философии" людьми мудрое и искреннее слово православного христианина может "ударить в чужую душу, пронзить чужое сердце"[2] силой истины, которую несет это слово. А может остаться до времени бесплодным, но все же на определенном этапе жизни пробудить и преобразить человеческую душу. А «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5: 20).

Если доброе слово одного человека может способствовать делу спасения души ближнего, то не более ли может совершить организованная проповедь православия? Очевидно, что группа подготовленных людей, которые систематически практикуют проповедь в интернете – серьезный рычаг влияния на массы в руках миссионерства, ведь коэффициент полезного действия проповеди при таком подходе явно увеличивается.

Что собой являет рассматриваемая нами потенциальная среда миссии в интернет и каким образом можно осуществлять в ней проповедь? Прежде всего, скажем, что миссионерство в интернет (интернет-миссионерство, дальше ИМ) может носить пассивный или активный характер [3].

К ИМ первого (пассивного) типа можно отнести создание "статических пунктов" миссионерства – интернет-ресурсов познавательного и апологетического характера. Такие "пункты" не ищут человека, он сам попадает на миссионерский сайт через поисковые интернет-серверы, или переходя на ресурс через гиперссылку с других сайтов, или "по рекомендации". Однако действительная эффективность пассивного ИМ ограничена целым рядом факторов.

Активное ИМ может осуществляться через публикации на интернет-ресурсах, предоставляющих различные возможности для обеспечения общественной коммуникации (социальные сети, форумы, блоги, чаты, книги отзывов и пр.), или посредством частной переписки. Поэтому данный очерк как приоритетную территорию проповеди в глобальной сети рассматривает средства массового обсуждения, в частности социальные сети и форумы, как наиболее удобные и распространенные.

Автор предполагает, что единственным субъектом осуществления организованного ИМ могут быть лишь духовные школы. В стенах духовной семинарии или академии реально организовать такую миссионерскую работу и постоянно ее вести.

Главные условия, которые дают возможность заниматься ИМ:

  • наличие потенциальных миссионеров во главе с руководителем;
  • технические возможности;
  • продуманная концепция (теория) ;
  • эффективная организация и осуществление (практика).

Если мы говорим об ИМ в духовных школах (далее ДШ), то под потенциальными миссионерами понимаем, в первую очередь воспитанников этих школ. Вероятно, что ИМ, осуществляемое преподавательским составом, имело бы больший успех, однако на это рассчитывать не приходится в силу и без того большой занятости преподавателей. Поэтому ИМ в качестве одного из послушаний должно быть положено на плечи воспитанников ДШ, но под неуклонным наблюдением руководителя (или руководителей), исполняющего функции координатора-консультанта. Последний должен быть человеком широкого кругозора, иметь достаточный уровень богословского образования и опыт ведения дискуссии, уметь правильно и красиво строить свою речь.

Не все ученики ДШ имеют достаточно высокий уровень знаний, эрудиции и опыта, чтобы успешно заниматься ИМ. Поэтому, может быть, целесообразно было бы проводить систематический отбор учеников для данного послушания, и в первую очередь – на начальном этапе организации ИМ. Отбор может осуществляться:

  • согласно рекомендаций преподавателей ДШ или по субъективному взгляду координатора ИМ;
  • согласно результатов проведенного тестирования.

Вероятно, наиболее полезным было бы сочетать эти два подхода и отбирать учеников исходя из результатов тестирования с учетом отзывов преподавателей и личного впечатления об учениках руководителя ИМ.

Что касается тестирования, то его можно было бы проводить, например, следующим образом. Во внеурочное время в аудитории собираются ученики, каждому из которых дается лист бумаги, содержащий:

  • вопросы типа: «почему православные называют своих священников "отцами", разве Христос не заповедал называть "Отцом" только Бога?», «почему христианскую мораль называют самой совершенной, ведь мусульмане в жизни более нравственны?» и т.п.;
  • компрометирующие тезисы типа: «калифорнийские ученые доказали, что Бога нет», «творцом христианства является апостол Павел, который создал культ Христа», «в Библии есть множество противоречий» и прочее.

Ученик должен кратко ответить на вопросы и прокомментировать тезисы (можно в форме детализированного плана), а на один вопрос/тезис дать полный ответ. Таким образом можно оценить уровень эрудиции и апологетические способности ученика, а развернутый ответ даст возможность увидеть его умение литературно и грамотно оформлять свои мысли [4].

Количество отобранных учеников, которые войдут в состав ИМ-группы (назовем ее так) и будут нести послушание, может быть различным. Оно зависит:

  • от числа способных к данной работе учеников;
  • от количества рабочих мест;
  • от планирования режима и графика выполнения послушания.

Руководитель может определить для каждого исполнителя ИМ сферу его деятельности, то есть закрепить за каждым его "специализацию", определенный богословский вектор, за работу в котором ученик будет отвечать. К примеру, "специализацией" одного ученика может быть диалог с представителями христианских конфессий, другого – с представителями схизматических группировок, еще другого – с представителями нетрадиционных религий и т.д. В зависимости от конкретной дифференциации сфер деятельности, можно определить и число необходимых для осуществления ИМ участников группы.

Что касается графика, то его предварительно или уже на этапе выполнения заданий составляет руководитель. Видится целесообразным, чтобы данное послушание выполнялось ежедневно (кроме воскресенья и праздников), причем каждый член отобранной группы принимал бы участие в осуществлении ИМ в среднем три раза в неделю. Задания выполняются во внеурочное время, удобное для руководителя и учеников. Длительность выполнения послушания может устанавливаться и варьироваться руководителем.

Техническая сторона предусматривает наличие выделенных для нормального совершения ИМ по крайней мере 2-3 персональных компьютеров (далее ПК) с необходимыми аппаратными и программными средствами. Эти компьютеры могут быть объединены в локальную сеть и иметь общий доступ к интернету. Если технические возможности ограничены можно и целесообразно осуществлять ИМ даже при наличии лишь одного ПК.

Кроме необходимого программного обеспечения, необходимого для нормальной работы в среде интернет, нужно предоставить пользователю ПК доступ к электронной библиотеке справочной, богословской, научной и прочей литературы. Во всяком случае пользователь должен уметь находить необходимую информацию либо во всемирной сети, либо локально – на своем ПК.

Каждому участнику ИМ-группы нужно обеспечить возможность участия в социальных сетях, форумах и т.п., для чего все участники должны быть зарегистрированы на каждом из предоставляющих миссионерский интерес сайтов, иметь логин и пароль для авторизации и входа на сайт. Также есть необходимость в открытии электронного почтового ящика (e-male) для получения писем от администрации сайтов и для осуществления возможной переписки через интернет.

Понятно, что необходимо поддерживать ПК и программную в рабочем состоянии. Такую работу мог бы выполнять руководитель группы или отдельно поставленный для этого человек.

Среди других задач, которые стоят перед руководителем, можно выделить следующие:

  • четкое разъяснение членам группы целей и принципов совершения ИМ;
  • объяснение правил и способов использования ресурсов ПК, сети интернет и программного обеспечения, как средств осуществления ИМ;
  • поиск в интернет "горячих точек", в которых в каждый конкретный момент времени наиболее целесообразно осуществлять ИМ, с последующим распределением заданий членам группы;
  • в процессе выполнения послушания или в другое время согласно выслушанных или прочитанных отчетов давать указания и рекомендации относительно выполняемых заданий;
  • в случае своего присутствия при совершения группой послушания следить за соблюдением регламента (тишины и рабочей атмосферы в кабинете);
  • замечать случаи нецелевого использования рабочего места или небрежного выполнения послушания и принимать меры дисциплинарного наказания по отношению к нарушителям;
  • не допускать отношения к ИМ, как к "почетному послушанию для умных".

Об этике совершения ИМ, которой неуклонно должны придерживаться члены ИМ-группы, можно сказать следующее.

  • выполнение послушания должно начинаться с молитвы и ею же заканчиваться.
  • каждый участник работает лишь в определенном богословском векторе и только в тех темах, по которым имеет (или оперативно может получить) необходимые знания.
  • прежде чем вступать в полемику, четко уяснить для себя суть поднятой проблематики и постараться предусмотреть и учесть мировоззрение и психологию собеседника (оппонента) и аудитории.
  • при осуществлении ИМ каждый участник должен помнить, что первое и главное его обязательство: НЕ НАВРЕДИ! Не допустимы любые действия и высказывания, которые могут скомпрометировать совершителя ИМ и вызвать осуждение по отношению к нему или, хуже, к православию, церкви, священноначалию. С другой стороны, нельзя вредить собеседникам/оппонентам пренебрежительным к ним отношением, несдержанным сарказмом и т.п., а также предоставлением недостоверной информации, выдаванием субъективного мнения за православное вероучение, явной демонстрацией своей некомпетентности, неискренностью и прочим.
  • внутренняя настроенность, с которой нужно приступать к послушанию ИМ, должна соответствовать таким понятиям, как честность, прямодушие, принципиальность, беспристрастие, спокойствие, смирение, скромность, необидчивость, находчивость, эрудированность, доброжелательность, не воспрещается и здоровое чувство юмора, но основа всему этому – христианская любовь. Каждый православный миссионер должен помнить слова Апостола: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6: 1).

И последнее, о чем стоит сказать, – это отчетность. Каждый участник ИМ-группы должен систематически отчитываться о выполненной работе перед руководителем группы. Вероятно, такая отчетность может совершаться как в устной, так и в письменной форме, однако письменные отчеты (или их электронные варианты) хорошо было бы принимать ежемесячно. Оформляя письменный отчет, исполнитель послушания может указать в нем названия и адреса ресурсов сети и открытые на них темы, в обсуждении которых принималось участие, обсуждаемые вопросы (можно привести цитаты), результаты (итоги) обсуждения. Заканчивается отчет резюмированием выполненной за месяц работы, анализом актуальности рассматриваемых вопросов, современного состояния и тенденций в обсуждении данных тем. Подбив итоги работы группы за определенный период руководитель группы должен в свою очередь отчитаться перед руководством ДШ, вероятно целесообразно было бы делать это по окончании каждого учебного семестра.

Автору не известно, применялся ли духовными школами или другими заинтересованными группами выше описанный (или подобный ему) подход к миссионерству в интернет. Есть основания считать, что подобный принцип агитации применяется в рекламных целях маркетинговыми компаниями. Но оценить его эффективность и меру влияния на сознание людей лишь на основе теоретических рассуждений весьма затруднительно, необходимо сделать конкретные практические шаги в этом направлении. В любом случае теряем чрезвычайно мало сравнительно с тем, что можем приобрести, а приобретаем для Господа – души человеческие. Организовывая проповедь на улицах или стадионах мы столкнемся с бóльшими трудностями, чем при организации ИМ. Кроме того, последняя характеризуется стабильностью, потенциально высокой интенсивностью и независимостью от многих внешних факторов. При внедрении ИМ в духовных школах в качестве послушания может быть принесена польза не только воспринимающим и внимающим слову проповеди, но и образовательному уровню ДШ в целом и их воспитанников в частности. Ученик ДШ, принимающий участие в осуществлении ИМ, лучше знакомится с актуальными проблемами современности, расширяет сферу своих интересов, повышает уровень собственных знаний, приобретает практические навыки ведения богословского диспута, утверждается как проповедник и апологет.

[1] Цит. по: Александр Иванов. Православие в интернете.
[2] Выражение митр. Антония (Блюма).
[3] См.: Виктор Судариков. Православная миссия в глобальных компьютерных сетях.
[4] Систематическое проведение таких тестирований в ДШ было бы полезным и безотносительно к ИМ.

0 коментарі: