Великий пост. Духовная весна

Великий пост. Духовная веснаВесна – это не только время года, это – символ. С весной у нас ассоциируется зарождение чего-то нового и прекрасного или возрождение чего-то утраченного и забытого. Поэтому и Великий пост, святую четиредесятницу, еще называют "духовной весной". Это время, когда от лучей благодати Божией с особенной силой тает лед греховности, сделавший человеческое сердце самолюбивым и бесчувственным, а разум – неспособным подняться над множеством человеческого неразумия. Это время расцвета духовных сил в человеке. Время, удобное для взращивания в человеческой душе христианских добродетелей, которые, расцветая, далеко разносят свой аромат, достигающий самого престола Божия, и есть истинным кадилом, благоприятным Господу.

*     *     *

Вот и наступил пост, святой и великий. Многие соотечественники об этом пока не знают. Кто-то припомнив скажет: «Ах, ну да, пост, Великий пост…» Равнодушие к своему духовному состоянию – тяжелая болезнь. Впрочем, многие из нас не станут пренебрегать драгоценной возможностью подняться по духовной лествице на очередную ступень и проведут дни поста с пользой для души.

Как поститься?

Очень даже уместный вопрос. Ответ на него зависит в первую очередь от того, понимает ли человек, в чем заключается сущность поста, ради чего в Церкви существует такая дисциплина и как пользоваться этим непростым инструментом. Поэтому, советую каждому познакомиться с учением Церкви о разумном христианском проведении поста.

Минимум того, что нужно держать в памяти, постясь, можно выразить следующими тезисами.

  • Помнить, что сущность поста сводится к понятию воздержания, то есть разумного и взвешенного самоограничения.
  • Православный пост есть пост трехсоставный, а именно, касающийся области человеческого духа, души и тела. Как воздержание тела, выражающееся в отказе от того или иного рода пищи (иначе говоря, диета), в отрыве от внутреннего духовно-нравственного воздержания не является само по себе постом, так и мнимое внутреннее самоограничение при беспорядочной жизни плоти никогда в пост не превратится и, следовательно, ожидаемой пользы человеку не принесет.
  • Чтобы научиться искусству поста просто необходимо, как и во всяком другом искусстве, иметь опытного наставника и руководителя. Если мы пока не обрели такового в лице живого человека, то должны руководствоваться в этом вопросе традицией Церкви, изложенной в многих писаниях святых отцов.
  • Держаться "золотой середины", идти "царским путем". Это значит, что не нужно возлагать на себя непосильной ноши, но в то же время не потакать своим слабостям и прихотям.

Для любознательных приведу выдержки из авторитетных источников, дающих сведения о некотором регламенте трапезы в период Великого поста.

«От прaвилъ святыхъ апоcтолъ, и святыхъ отецъ, о святей велицей четыредесятнице, яже долженъ всякій христіaнинъ опaсно хранити.

Во святую и великую четыредесятницу, 1-ыя недели пeрвый дeнь, сіесть въ понедельникъ, отнюдъ ясти не подобaетъ, тaкожде и во вторый. Въ срeду же по совершeніи преждесвящeнныхъ, трапeза поставляется, и ядимъ хлебъ тeплъ, и от снедей овощныхъ тeплыхъ, даeтся же и укропъ съ мeдомъ. Не могyщіи же сохранити дву днeй пeрвыхъ, ядятъ хлебъ, и квaсъ по вечeрни, во вторникъ: Подобне же и стaріи творятъ. Въ субботы же и недели разрешaемъ на елeй точію, и віно. Въ прочихъ же седмицахъ постимся, до вeчера 5 днeй, и ядимъ сухоядeніе, кроме субботъ и недель: рыбы же во всю святyю четыредесятницу никaкоже дeрзнемъ ясти, кроме прaздника Благовещенія Пресвятыя Богородицы, и недели цветоносныя. Въ пятокъ 1-ыя недели, и въ срeду великаго канона, и въ великій четвертокъ, аще нецыи устaвы и повелевaютъ на елeй разрешaти, но не творится за чeстность днeй. Въ нaвечеріе же прaздника Благовещенія, прeжде субботы святaго праведнаго Лaзаря, разрешaемъ на елeй и віно».

(Типикон. Глава 32)


«А на Великий пост среди мучного постные блюда: блины да луковники, да левашники, да пироги подовые с маком, да кисели, и сладкие и пресные.

А сладкое – в какие дни доведется: ломти арбуза и дынь в патоке, яблоки в патоке, груши в патоке, вишни, мазуни с инбирем, с шафраном, с перцем, патока с инбирем, с шафраном, с перцем, напитки медовые и квасные простые с изюмом да с пшеном, шишки, пастила из различных ягод, редька в патоке.

По субботам и по воскресеньям на Великий пост подаются: икры – икра щучья, икра паюсная, икра осетровая свежая, икра осенняя; рыбья печень – печень щучья простая, печень щучья светлая, печень осетровая и белужья, сухие и сырые; кашки – с лососем, с судаком, со стерлядью, с осетром, с белужиной; мучное – кбаники, сушеные рыжики, рыжики в масле, жареные пироги с пшеном, с вязигой и с горохом, караси и с рыбой и с пшеном, и с вязигой, левашники, луковники, блины с маковым молочком да с маслом, колобок с икрой с осетровой, икра вареная в уксусе и в маковом молочке да пироги с икрой».

(Домострой. Глава 66)


Как видите, есть некоторое несогласование в двух текстах.

Но это уже другая большая и интересная тема…

0 коментарі: