Сенека, свобода и интеллигенты

Сенека, свобода и интеллигенты. http://cheloprav.blogspot.com Я не разбираюсь в философии как положено.

Но мне нравится Сенека. Этот человек достоин того, чтобы поразмышлять о нем и о его творчестве в отдельном посте. Пока лишь скажу, что люблю читать его «Нравственные письма к Луцилию». Как созвучны эти поучения тому, о чем говорили и говорят отцы православной церкви христианской – просто диву даешься! Эти слова – как небесная влага, напояющая высохшую землю в жаркую пору; как хороший рассол, раним утром приводящий в чувства не в меру употребившего вина мужа; как компас, указывающий путь потерявшему ощущение времени и пространства обкуренному подростку...

Конечно, и Сенека не без греха. Полнота истины, и в частности истины религиозной, не была ему открыта. И все же, иногда он очень точен, когда говорит о взаимоотношениях Бога и человека.

«Она даст нам силу добровольно подчиниться божеству» – говорит Луций Анней Сенека о философии. Значит, лишь глубоко осмысленное головой, согретое сердцем, утвержденное волевым усилием служение Богу делает человека действительно религиозным. Это наталкивает меня на размышления о свободе.

Свобода человеческая... Сколько копьев мыслители и богословы сломали о твой неприступный гранит! Ты – как вселенная во вселенной; дверь в особый мир, которую Всевышний никогда не откроет без стука.

"Добровольно подчиниться", "подчинение в свободе", "свободное служение Богу" – это столь глубоко, сколь истинно и необходимо.

Жалок, несчастен и окаянен человек, не имеющий адекватного религиозного самосознания. Формальная вера не только не делает его счастливым, но подобно приступу тяжелой болезни порой приносит человеку страдание. Грех за ноги влечет его в зловонную пропасть, но краем своих мозгов человек прирос к небесам, и в этом состоянии он рвется и мучится до тех пор, пока либо не отрежет себе ноги, либо мозги. Такая вера, конечно же, не предусматривает свободного служения.

Искушение свободой не минует и людей действительно верующих и воцерковленных. Помните, Христос говорил о том, что молодое вино нужно вливать в новые мехи, а не в старые (Мф. 9, Мк. 2, Лк. 5). Архиеп. Аверкий со ссылкой на Златоуста говорит, что "новое вино – это строгий пост, строгие требования вообще", а "старые мехи – это немощность, слабость учеников, еще не подготовленных к несению больших подвигов". Немалый и достойный восхищения подвиг совершает тот, кто однажды убедившись в истинности Православия и душеспасительности средств православной аскетики решается раз и навсегда ввести в свой быт для регулярного исполнения молитвенное правило, пост, участие в богослужении, чтение необходимой литературы и другие духовно-нравственные упражнения. Но случается, что на каком-то этапе человек уныло вглядывается в свою жизнь и видит, что все его так называемое "подвижничество" подчинилось привычке и самотеку, среди которых не обретается места для ежесекундно совершаемого акта свободы…

«Обязанность без любви делает человека раздражительным» – утверждает человеческий опыт. Оттого нередко одолевает нас гнев, уныние и необъяснимое беспокойство, что мы зачастую

НЕ РАЗБАВЛЯЕМ СВОЮ СВОБОДУ ЛЮБОВЬЮ…

О, свобода! Ты наша награда и наше наказание. Ты слишком сложный инструмент, чтобы овладеть тобою, и слишком простой, чтобы разбив однажды на части собрать обратно…

И прочие подобные мысли.

ПослеСловие. О, русский "интеллигент"! Ты всегда считал для себя дурным тоном взять в руки Евангелие или почитать святых отцов Церкви. Так полистай хотя бы нравственные писания языческих философов!

0 коментарі: